Скачать
(MP3 файл. Продолжительность
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Что такое брачный, или свадебный, пир, хорошо знакомо каждому из нас, дорогие братия и сестры. Нет такого человека, для которого данное словосочетание являлось бы непонятным, и чаще всего пир связывается в нашем сознании с радостью, весельем, наслаждением и отдыхом. Господь Иисус Христос, уча притчами, этим средством иллюстрации глубоких непреходящих истин, уподобляет Царство Небесное брачному пиру. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Ты спросишь: для чего Царствие Небесное называется браком? Чтобы ты познал попечение Божие, любовь Его к нам, великолепие во всем; познал то, что там нет ничего печального и прискорбного, но все исполнено духовной радости».
Жених на этом пиру – Сын Божий, Христос Спаситель; невестой же является и Церковь, и всякая душа; а сам брачный пир в традиции святоотеческого предания называется Пиром Агнца. Отец Предвечного Жениха, именуемый в этой притче Царем, через Своих верных рабов – пророков и апостолов, святых мужей и жен – созывает нас, Свое самое любимое создание, разделить с Ним радость: приготовлен обед, «тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово» (Мф. 22: 4).
Но не хотят многие из нас порадоваться вместе с Господом, не желают ответить на Его приглашение. Те, кто более прямодушны и заблуждаются в своей неправоте искренне, сразу убивают рабов, приносящих им приглашение на встречу с Богом. Взрывают храмы и убивают миссионеров, учителей истины, благовестников; сжигают иконы и разрывают на клочки Священное Писание. Таких неблагодарных гостей на брачный пир Христа мы видим часто и справедливо негодуем на них – на безбожников и атеистов, на злых хулителей истинной веры Христовой и иноверцев, на еретиков и раскольников.
Эти злые и неблагодарные гости не идут на пир Христа, а следовательно, они лишены радости Вечной Жизни – лишены будут Царствия Небесного. Разгневавшийся царь, услышав об убийстве своих верных рабов, «послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их» (Мф. 22: 7). Нет будущего у богоборцев, нет будущего у неблагодарных Богу людей, нет вечной жизни и радости тем, кто пытается уничтожить истину и ее голос в этом мире.
Но не забываем, что не пошли на брачный пир и другие званые, менее агрессивные гости, менее злобные, но более лукавые и подлые, придумавшие отговорки для своего отказа на приглашение доброго царя. «Более умеренные отказались от призыва, и одни ушли на поле свое, то есть погрузились в плотскую, сластолюбивую жизнь, ибо у каждого поле – это его тело; другие удалились на торговлю свою, то есть уклонились к корыстолюбивой жизни, ибо торговцы – самый корыстолюбивый народ. Таким образом эта притча показывает, что от духовного брачного пира, то есть соединения со Христом и наслаждения духовного, люди удаляются всего больше из-за двух следующих страстей: или по причине сластолюбия, или вследствие любостяжательности» (блаженный Феофилакт Болгарский). А кто из нас скажет, что не грешен ни сластолюбием, ни желанием благополучия?
Рабы Небесного Царя не различают, кто достоин и кто недостоин царского пира, – зовутся все, кто хочет идти
Царскую трапезу наполнили те, которые были приглашены из-под оград, с перекрестков, с улиц и различных мест, – люди, «ходившие прежде ложными путями, рассеянные, блуждавшие по различным путям учений, находившиеся на распутьях, то есть в полном неведении и сомнении. Они были несогласны друг с другом; они были не на правильном пути» (блаженный Феофилакт Болгарский). Рабы Небесного Царя не различают, кто достоин и кто недостоин царского пира, – зовутся все, кто хочет идти, а Царь Сам разберет, кого посадить за царскую трапезу и кого удалить с пиршества. Благовестие Христово будет всегда открыто всему миру, как и многовековый опыт Церкви.
Но потом, когда вошел Царь, чтобы увидеть возлежащих на пире Своем (то есть успокоившихся на своей видимой вере, подобно тому, как в день суда Он посетит пиршествующих и рассудит о заслугах каждого), то нашел человека, который не был одет в брачное одеяние. И страшен вопрос Его к этому человеку: «Друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде?» (Мф. 22: 12).
Под этим одним человеком нужно понимать всех тех, которые связаны между собой злобой как союзники. Страшно это соединение людей, одержимых грехом, соединение и сближение помимо их воли. Страшно видеть, как живут такие люди.
Страшен и вопрос Царя. Обращение «друг» значит то доверие к нам Бога, которое постоянно Он нам оказывает, и вот человек, пользующийся благорасположением и вниманием Господа, своим безрассудством разрушает эту дружбу, он теперь обличается в бесстыдстве, потому что грязной одеждой осквернил чистоту брачного пира, и не может уже дать ответа на вопрос: почему он так поступил, почему не позаботился заранее о достойном виде для такого важного события, как брачный пир своего Царя-друга?
«Под одеждой, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – разумеются дела жизни, дела, исполняемые согласно закону и Евангелию и составляющие одеяние нового человека». «Итак, облекитесь, – говорит апостол Павел, – как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение» (Кол. 3: 12).
Итак, кто во время суда будет найден имеющим имя христианина, но не имеющим одеяния брачного, то есть одежды сверхнебесного человека, а имеющим одежду запятнанную, то есть броню ветхого человека, тот тотчас же получает наставление, и ему говорится: «Друг! как ты вошел сюда?». Этот несчастный человек сам себя обольстил тщетными надеждами получить Царство Небесное без труда и высоко думая о себе.
Нельзя будет оправдаться в своей лености и теплохладности, в соглашательстве с грехом
Нельзя будет оправдаться после смерти в своей лености и теплохладности, в той жизненной позиции конформизма и внутреннего соглашательства с грехом, которую мы считаем приемлемой для себя, а порой и необходимой. Сколько мы видим вокруг примеров того, как человек бессовестный и наглый, Бога не боящийся и людей не стыдящийся, не получает должного воздания за все свои грехи и против Творца, и портив ближнего. «Надеясь на князей и сынов человеческих», творит он неправду всю свою жизнь, богатеет и собирает тучные житницы, и, если ходит в храм Божий и слышал слово Христа, но видя свою безнаказанность в этой жизни, ошибается, что подобное продолжится и после смерти. Но посмотрим внимательно на себя и увидим, что сами мы далеки от идеала.
В то время уже не будет места раскаянию, ни возможности отрицать бывшее, потому что все ангелы и сам мир будут свидетелями против грешников.
Телом мы сейчас не на полях и не в магазинах, а в храме Божием – как раз на том самом пиру брачном – пиру веры. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Послушай, какая жизнь у кочующих скифов, какой образ жизни ведут номады. Так надобно жить и христианам: обходить вселенную, воюя с диаволом и освобождая плененных им, и забывать всё житейское».
Сохраним благоговение и перед входом в храм Божий, и во время нахождения в нем, и в домах своих. «Живи так, – поучает епископ Феофан, – чтоб Бог любви возлюбил тебя любовью вечной. Исходи на торговлю свою, но блюди, чтобы через стяжание мирских благ не продать миру души своей. Исходи на поля свои, удобряй землю свою и сей на ней семена, чтобы плодами их мог укрепить тело свое, но особенно сей на ниве души твоей семена добродетели, да пожнешь от них плоды жизни вечной».